Очередные творческие находки Анны Маргацкой представлены на выставке в галерее «Тенгри-Умай»
В художественной среде Анна Маргацкая хорошо известна своими экспериментами с материалом-основой, на котором она рисует акварельными красками. Художница использует бумагу невообразимых форматов, накладывает одни фактуры на другие, совмещает с тканями. Оригинальна и подача готовых работ: то они свешиваются посреди зала, то размещаются на стене под самым потолком.
Выставка «Яблоки, когда их много» не стала исключением. Первое произведение, которое видел перед собой пришедший на выставку зритель, размещалось. .. на полу, а точнее — на ступенях лестницы, ведущей в нижний зал галереи. Организаторы, поднимаясь или спускаясь, бодро наступали на него, а вот зрители уважительно обходили. Корреспондент Ф поинтересовался у художницы о причинах такого «неуважительного» отношения к собственным творениям:
— В работах, представленных на данной выставке, я поставила перед собой задачу добиться фактуры, похожей на поверхность ковра Я совместила бумагу и марлевую ткань, края отделала бахромой. Считаю, что достижению визуального эффекта должно служить все, в том числе и нестандартная экспозиция картин в пространстве галереи. И если одна из функций ковра — лежать на полу, то, значит, так и должно быть. Хотя есть в этом и элемент провокации. Человек думает, что это ткань, но ставит ногу и понимает — бумага. Ощущение, что ты идешь по тому, что скользит и может в любую минуту треснуть, — это очень необычно.
Другие работы огибали углы зала — все должно было напоминать о мягкой ткани, а не ломкой бумаге. Усилению впечатления способствовали не только фактура поверхности, но и повторяющиеся элементы в изображении, характерные для ковровых изделий: скачущие лошади, пасущиеся бараны или же торговки с весами на прилавке, продающиеся на барахолке купальники, натянутые на надувные манекены. Все это — не живые элементы окружающего мира, а уже ставшие привычно-шаблонными стилизованные образы.
Интересна история выбора материала-основы для изображения городских пейзажей, выставленных на втором этаже галереи:
— Прошлым летом я больше месяца провела на международном мастер-классе в Австрии, —поясняет художница когда мы только приехали, нам пообещали, что через пять дней поведут в специализированный магазин, где продаются художественные материалы. Но пять дней без творчества на новом, полном непривычных впечатлений месте — это так много! Краски у меня были, но на чем писать? И тут в одном из шкафов я обнаруживаю стопку коричневых пакетов из бумаги — фактурной, рыхлой, словно специально созданной для акварели. И формат подходящий. Вот на этих пакетах я и фиксировала свои первые впечатления от города. И в естественном виде — без рам и с ручками — представила на выставке.
— Я думаю, Анна по своей творческой природе — реалист, — рассуждает искусствовед Ирина Юферова. — Но сейчас заниматься этим направлением немодно и некреативно. К тому же ее деятельной, жаждущей экспериментов натуре тесно в рамках классической живописи, поэтому и возникают столь необычные работы.
Алла Дубровина,
Газета «Фокус», Алматы, апрель 2010