2005 год -  Галерея "Тенгри-Умай", Алматы, Казахстан

Первая персональная выставка, где представлены первые находки авторской техники акварели. 

Идею выставки также как и концепцию всего своего творчества Анна определяет словами «Суть творчества – это создание собственной реальности».
Ее творчество очень сложно отнести к какому-то определенному направлению в современном искусстве, также, собственно, как и технику в которой она работает. «Начало пути – азы живописи. Обучившись этим азам наступает конец – стена традиционности. Привычность формы тормозит интерес к ее содержанию. Желание создать свою технику, свою реальность, рождает личную эволюцию, где заканчиваются слова прописью и начинается описание неописанного. Собственный мир живописи, рожденный из познания самого себя»
Работы выполнены на тончайшей бумаге, послойно наклеенной на холст – для достижения прочной цветовой поверхности. Это - авторская техника акварели.

Сама идея послойного наложения пропитанных составом слоев взята у иконописной школы. Применение этого приема в сочетании с акварелью дает уникальный цветовой эффект «внутреннего свечения», особой насыщенности и чистоты цвета. Классическая акварель, выполненная на бумаге, как известно недолговечна, она подвержена воздействию влаги и света, практически не поддается реставрации. В данном случае акварель по долговечности и «прочности» материала приравнена к живописи.

Сюжеты в ее картинах, как в жизни, разворачивается во времени и пространстве.
«Ловцы счастья» - одна из центральный работ. Ловцы – мужские образы, завязанные в одну круговую динамичную композицию вокруг «счастья». «Хватающий» - представляет собой одно устремление – поймать, не видя ничего вокруг. «Ползающий» - пытается искать его повсюду. И кульминация – «Обретший», его черты смазаны, нет лица, поймав – он теряет себя. К картине, как в фильме, растянутое во времени событие сжимается и концентрируется на самых ярких образах, часто преувеличенных до гротеска.

«Моя идея – «выбить» человека из присущего ему обычного состояния традиционности, путем совмещения реального и нереального сюжетов, элементов цветовых и технических решений.» (А. Маргацкая)

В каждой из картин присутствует скрытый драматизм. Как в прогулке по карнизу - очень тонкая грань между взлетом и падением, жизнью и смертью, свободой и несвободой. Удивительно, но и обществом и одиночеством. Если обратить внимание на персонажей, модно увидеть, что завязанные в одну композицию они вполне самодостаточны и погружены в себя. Каждый из них как бы образует свою «персональную реальность» в общем сюжете. Наиболее ярко это показано в работе «Рыбы». В большом водоеме плавают люди, их лица сосредоточены, они не смотрят друг на друга. В верхней части картины – плывущий в лодке рыбак, он тоже не видит плавающих людей и пространство вокруг него заполнено рыбами, рыбы в воде и в воздухе. Люди думают о воде и погружены в это состояние, рыбак - о рыбе. Вводя в работу определенный элемент абсурда, художница как бы запускает механизм раскрытия одной реальности в другой. Показывает потенциальную возможность другого взгляда, другой жизни и чувств в одном и том же месте и времени. Этот же принцип она использует в работе «Застолье. Конец» - людей, существующих в этом пространстве и души, парящей над ними.
В центральной работе «Весна» А. Маргацкая использует принцип круговой и диагональной композиции. В центре картины изображен человек, лежащий на траве с раскинутыми руками – жесте радости и торжества. Вокруг его неподвижного, почти оцепенелого облика вертящийся, динамичный, цветущий мир. Мир новый и радостный. В этой работе та же идея подвижного, меняющегося мира и тонкой грани бытия и небытия.
В объемную, ретроспективную экспозицию Анны Маргацкой вошли также работы раннего, академического периода, выполненные в технике классической акварели и масла. Они представлены как начало творческого пути и работы в ее новой технике, в которой она работает в настоящий момент.


Юлия Минько

 

 

Вернисаж, экспозиция