2008 год - Галерея "Тенгри-Умай", Алматы, Казахстан
Взгляд – это линия, очерчивающая происходящее в формы. (А. Маргацкая)
И все, что попадает в поле зрения автора, способно стать ее сюжетом.
Идея движения – это человек, с его физической и метафизической (мыслительной, эмоциональной) динамикой. Дороги, стройки, машины. Человек и его малое бытовое пространство, огромные урбанистические масштабы – все, что способен охватить внешний и внутренний взгляд человека.
Линия руководит движением в пространстве холста.
Линия – это то, что создает движение, задает направление в реальности.
«Я хочу сохранить первоначальную экспрессию и задачу линии» - говорит А. Маргацкая. Она переносит какой-то кусок жизни, пространства или объект наблюдения на холст, сохраняя или усиливая ее внутреннюю динамику. Сталкивая в этом пространстве контрастные цветовые тона.
«Жизнь это огромный движущийся кусок» - говорит художница.
Линия заставляет двигаться даже статичный объект. Мы очерчиваем этот объект взглядом и в нашем внутреннем визуальном пространстве объект теряет статичность. Линия, как производное взгляда, отпечатывает это движение на нашей сетчатке, заставляя объект двигаться.
На философии движения строится весь замысел выставки. Нижний зал галереи включает большую серию работ, посвященную людям, машинам, стройкам. Каждая из работ представлена как аллегория.
«Движение – это задача жизни, люди – причина движения». Это купальщицы, дети, современная мадонна с младенцем, изображающая женщину на четвереньках, катающую на спине ребенка. «Мне хотелось уйти от этого многовекового канона изображения женщины-матери, - мирно спящего младенца на коленях у матери, с ее спокойным умиротворенным взглядом. Реальность вокруг говорит мне о совсем другом образе – это бег по кругу бесконечных обязанностей и забот. Мать, которая вынуждена тащить на себе свое дитя, исполняя не только его нужды, но и массу прихотей.»
Художница представляет серию «Стройки» и «Дороги». Зритель попадает в это скоростное, грохочущее пространство мегаполиса, с его бесконечным потоком машин, стройками. Человек стиснут среди этого металла, стекла и дорог. «Здесь будет город-сад» - называется одна из работ Анны, на картине изображен жилой массив, густо утыканный высотками из стекла зеленого цвета, где, к сожалению, не нашлось места ни одному дереву.
Один из важных моментов, сопутствующих этой выставке, техника, в которой выполнены все работы художницы. Это авторская техника акварели. Используя тонкие цветовые градации, художница добивается эффекта внутреннего свечения цвета. В цветовом отношении Анна опирается на классическую основу живописи – желтый, красный, синий, которые при оптическом смешении создают чистую цветовую палитру.
«Взгляд – это линия, очерчивающая происходящее в формы»
Изначальная идея должна лечь без искажений на холст. Сохранить первоначало идеи в ее чистом виде, сохранить естественность, ощущение реальности, где внешний объект действительно отражает свою суть. Художник максимально раскрепощен в эскизных набросках. В их искренности и незащищенности наиболее ярко проявляется индивидуальность художника, истинное значение и значимость работ. В эскизах художник открыт и честен с самим собой и защищен от критики. Эскизы сохраняют интимность творчества. В работах, представленных зрителю, художник иногда изменяет себе, своему первоначальному замыслу. И это сложная задача – сохранять открытость и первоначальную экспрессию.
Сама художница поясняет – «я стремлюсь сохранить свою первоначальную идею на всех этапах создания работы – от эскиза, до завершенного варианта на холсте. Вся сложность состоит в том, чтобы не отвлекаться в процессе на эффектные моменты, которые впоследствии просто отвлекают от замысла».
Собственно сама идея движения, как процесс поиска новых форм, нового взгляда, формирование новых цветовых сочетаний и ассоциаций, очень свойственна самой Анне. Ее внутренняя творческая динамика находит отражение в ее работах.
Минько Юлия
Экспозиция