2018 год - Государственный центральный музей Республики Казахстан

Выставка-проект:


Вы видите то, что я делаю.
Я не делаю то, что видите вы.
Я рисую то, что вижу я,
но вы этого не видите.

Анна Маргацкая

Выставка «Иллюзия» сложилась из работ, написанных Анной Маргацкой в авторской технике акварели. Пятнадцать холстов впечатляющего размера представлены в виде непрерывного повествования в порядке их появления на свет. Главным художественным элементом в этих работах выступает линия.

Линия имеет не только цвет, но и направление движения. Линия как вибрация, пришедшая из космоса, закручивается в спираль. Разноцветные линии пульсируют на холсте, выстраиваясь в причудливые, но узнаваемые образы. По легкому намеку на человеческий нос зритель узнает в водовороте линий лицо. В остром изгибе видит опущенные вниз уголки рта и начинает испытывать необъяснимую печаль. Повинуясь непреодолимой силе вихря, линия закручивается в воронку одиночества. От страха провалиться в эту бездну созерцатель закрывает ладонями лицо, и из его груди непроизвольно рвется крик отчаяния. А, может быть, это жизнеутверждающий крик радости спасения? - Это просто игра линий. Линия направленным движением на мгновение создает намек на образ и тут же бежит дальше, начиная проявлять что-то совершенно иное. Каждый зритель в каждое отдельное мгновение видит что-то свое, актуальное для него здесь и сейчас. Он наполняется чувством, рождённым этой ассоциацией. Присоединяется к грустному веселью. Переживает вселенскую, первопричинную любовь. Но образ, вызвавший всплеск этих эмоций, не есть что-то реально написанное художницей.

Работа в авторской технике акварели для Маргацкой – это не только создание художественных произведений, а, в первую очередь, творческое исследование. В какой-то мере поиск философской истины. Анну интересует, как из пустоты рождается художественный замысел. Откуда художнику приходит четкое понимание того, чего именно он желает добиться?

В поисках ответов Маргацкая обращается к философии, феноменологии и психологии. Последняя выделяет три уровня сознания: подсознание, сознание и сверхсознание. Подсознание для Маргацкой – это накопленный эмоциональный опыт человека. Сверхсознание можно заменить термином «информационное поле Земли». Это понятие в рамках теории о ноосфере было предложено академиком В.И.Вернадским. Он предположил, что вокруг Земли существует особое поле, которое собирает и хранит информацию обо всем и вся. Основоположник аналитической психологии К.Г.Юнг ввел понятие «коллективного бессознательного», как общего для всего человечества хранилища архетипов и идей. Сегодня некоторые нейробиологи считают, что мысль существует отдельно от мозга и может перемещаться на тысячи километров, становясь частью информационного поля Земли. В феноменологии философа Э.Гуссерля мысль называется ноэмой. Ноэма – это способ, которым сознание мыслит свой объект. Воспринимает, думает, желает его.

Так, для Маргацкой пульсирующая линия – это ноэма, полученная ею на уровне сверхсознания и воплощенная ее талантом в художественные образы нашего мира. Анна описывает процесс создания холстов как переход художника с уровня подсознания на уровень сверхсознания. Художник становится своеобразным художественным медиумом.
Создание эскизов Маргацкая сравнивает с «копанием в старом материале». Считает, что это «копание» происходит на уровне подсознания. Анна делает сотни эскизов. Вязкое, изнуряющее «копание» злит художницу, эта энергия выталкивает ее на уровень сверхсознания. Оно предстает перед Анной хранилищем миллиардов мыслей-материй. Познать их возможно только чувствами. Чем выше чувственное развитие художника-медиума, тем большее количество мыслей-материй он может уловить и воспринять. На этом уровне мозг не отличает иллюзию от реальности, воображаемое от действительного. Выбрать одну из миллиардов идей помогает наитие. Пропуская мысль-материю через себя, художница придает ей образ посюстороннего мира. На полотнах Маргацкой мысль-материя воплощается в экспрессивную линию-ноэму. Линия на мгновение принимает образ, в следующую секунду образ рассыпается и становится хаосом. Происходит постоянный процесс трансформации существующего в несуществующее и обратно. Каждая из линий имеет свой импульс, переданный цветом. Через цвет живописец Маргацкая передает свои чувства, раскрывает свое отношение к образу. Художественный образ как ключ расшифровывает зрителю послание автора.

Когда Маргацкой удается максимально точно выразить в картине мысль-материю, наступает момент абсолютного счастья. Удовлетворенность результатом - для Анны лучший источник сил и творческого вдохновения. После выраженная в картине мысль-материя уходит в подсознание художника. Перед медиумом вновь встает выбор: оставаться творить на уровне подсознания или опять переходить на другой уровень в поиске новых идей. Для Анны ответ однозначен: она вновь совершает переход от подсознания к сверхсознанию. В этом и заключается ее художественный фанатизм.


Наталья-Аврора Ким,
Арт-критик

 

 

Вернисаж, экспозиция